МБДОУ Поваренкинский детский сад «Солнышко»

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ПОГОДА
Поваренкино
Безопасный детский сад. Каким ему быть? 
 
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. Как много входит в это понятие! И в первую очередь это - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в "стерильную" клетку, где нет ни колющих и режущих предме-тов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок - и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоро-вье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.
Обеспечение безопасности детей является одним из основополагающих принципов организации со-циальной психолого-педагогической работы в дошкольном учреждении. Ведущее место здесь занимает формирование навыков безопасного поведения. При этом педагоги понимают, что успешно сформировать навыки можно лишь в том случае, если ребята ощущают себя в безопасности. В ситуации защищенности дети испытывают положительные эмоции, которые являются и важным условием успешного формирования мотивации к освоению материала, и основным показателем, по которому можно судить о результатах педа-гогической работы по обеспечению безопасности дошкольников.
Что же поможет рационально организовать эту работу в детском саду?
Мы можем выделить три направления деятельности, по которым и будем работать. Безусловно, не создав безопасных условий, мы не можем гарантировать охрану жизни и здоровья. И вполне естественно, что первое направление - это организация условий.
Обеспечение экологической чистоты, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, органи-зация качественного рационального питания, исключение из обихода потенциально опасных для детей ве-ществ и предметов является непременным условием обеспечения физической безопасности.
Организация условий, обеспечивающих психическую безопасность детей, в первую очередь пред-полагает создание благоприятной возможности для формирования новых динамических стереотипов пове-дения. Организаторам педагогического процесса следует обращать внимание на защиту нервной системы детей и их психики, а именно: на организацию рационального гибкого режима дня, предполагающего смену и разнообразие видов деятельности, и, главное, на оптимальное количество новой (в т. ч. учебной) инфор-мации. Первый и проверенный способ "убить" у детей познавательную активность - это перегрузить их информацией и не дать времени на её переработку.
Если же дошкольное учреждение ставит своей целью обеспечение безопасности, оно должно поза-ботиться о внедрении современных здоровьесберегающих форм обучения и организации условий для опти-мальной двигательной деятельности детей - самостоятельной и организованной. Китайские врачи, которые больше нас знают про энергетику живого организма, говорят, что через движение дети получают энергию, необходимую для нормальной деятельности всех внутренних органов. Движение способствует не только снятию стресса, но даже агрессивных реакций.
Достаточное время пребывания детей на свежем воздухе также является непременным условием ор-ганизации здоровой среды. Конечно, это далеко не полный перечень необходимых условий. Но, к сожале-нию, именно про это чаще всего забывают.
Социальная безопасность подразумевает формирование устойчивого детского сообщества и не-вмешательство в него, а также отход от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и об-щения с детьми.
Другими словами, организация атмосферы психологического комфорта и эмоционального благопо-лучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей.
Ребенок, может, и понимает, что чего-то нельзя делать, но остановить себя он не в состоянии. При-чин этому много - несформированность тормозных процессов, а также низкий уровень организации пове-дения и контроля, характерные для детей дошкольного возраста.
Абстрактное мышление, умение обобщать, переносить общие смыслы на конкретные события у дошкольников развиты недостаточно. И образ "плохого дяди", про которого говорили дома, редко соотно-сится с незнакомцем на улице. Эти умения появляются у детей позднее.
Говоря о втором направлении педагогической деятельности, мы имеем в виду формирование у детей образа безопасно действующего лица. "Обучение" детей включает и формирование навыков адап-тивного поведения, и предоставление детям необходимой информации, касающейся общепринятых норм поведения в различных ситуациях, в том числе и опасных.
Однако третьему направлению педагогического процесса в настоящее время уделяется мало вни-мания. Мы имеем в виду контроль и коррекцию линии саморазвития ребенка с точки зрения безопасного поведения. В этом случае наблюдают, насколько безопасно ведет себя ребенок в различных ситуациях: в детском саду и дома с электроприборами, бытовыми химическими веществами, медикаментами, на улице с незнакомыми людьми, с животными и растениями и п.т. Эту информацию можно также получить с помощью опроса или анкетирования родителей.
Контролируя, насколько безопасно поведение ребенка, насколько осознанно он может действовать и объяснять причины своего поведения, обращайте внимание на главный индикатор - эмоции ребенка, они выражаются в экспрессивной сфере двигательной деятельности, в голосе, жестах, мимике, позе ребёнка. Старайтесь отмечать тот момент, когда происходит смена поз ребенка - с открытой на закрытую и наобо-рот.
Если навыки адаптивного и безопасного поведения успешно сформированы, если ребенок правиль-но ориентируется в сложившейся ситуации, он чувствует себя достаточно уверенно и свободно. Ощущая себя в безопасности, даже в состоянии неопределенности ребенок проявляет заинтересованность и разумное любопытство. При этом он может быть спокоен, сосредоточен или даже весел, у него появляется оптимистичный настрой, ребенок действует целенаправленно и продуктивно, а значит рационально.
Если ребенок не чувствует себя в безопасности, то у него появляется либо напряжение, либо нере-шительность - в зависимости от типа нервной системы ребенка. Так, при слабом типе нервной системы - это будет робость и нерешительность, а при возникновении у таких детей ощущения угрозы - трусость, боязнь и страх. Дети обычно бледнеют, у них наблюдается "поза ухода". В то же время при сильном типе нервной системы появляется напряжение, а при угрозе они демонстрируют ярость и даже отвагу. Такие дети обычно краснеют и принимают "позу агрессии".
При выходе из опасной ситуации, у детей с сильным типом нервной системы наблюдается торже-ство, радость. У детей со слабой нервной организацией - облегчение, расслабленность.
При отрицательном исходе опасной ситуации также имеются различия в поведенческих реакциях детей. Они связаны с эмоциями оценки. У детей со слабой нервной системой могут возникнуть одно или несколько из нижеперечисленных состояний и эмоций - уныние, угнетенность, ужас, скованность, подчи-ненность, зависимость, потерянность, тоска, грусть, апатия, печаль, смущение, обескураженность, песси-мизм, потрясение, горечь, страдание, растерянность, депрессия, скорбь, отчаяние, опустошенность, упадок сил.
У детей с сильной нервной системой возникают следующие эмоции оценки деятельности - пора-жения, чувства неудачи, собственной некомпетентности, провала. У некоторых может появляться и раздра-жение, и злость, и негодование.
Таким образом, по позе, голосу, выражению глаз, лица, и другим внешним проявлениям эмоций, воспитатели и педагоги могут оценить, безопасно ли чувствует себя ребенок или нет. Воспитатели, которые применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, и знают, как он себя ведет в различных условиях, могут прогнозировать поведение ребенка в будущем в аналогичных ситуациях.
Бывает, что ребенок чувствует себя в опасности прямо в детском саду. По нашим наблюдениям это случается, когда воспитатель и другие взрослые в присутствии ребенка повышают голос, нервничают, силь-но жестикулируют, говорят резко и быстро. В этом случае ребенок бессознательно "читает" язык мимики и телодвижений взрослых и также бессознательно "понимает", что находится в опасной ситуации.
Задача взрослого заключается в том, чтобы не напугать ребенка. А дать ему точные "ориентиры", по которым он смог бы действовать в любой сложной ситуации, не воспринимая её как опасную. И только для этого мы создаем атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, формируем у ребенка образ безопасного действия, навыки адаптивного и безопасного поведения, осознанного отношения к различным проблемным ситуациям и многое-многое другое.
Вход на сайт
День детства
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Праздники
Праздники сегодня
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Разделы

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz